24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял акт о провозглашении независимости страны. Этот день принято считать датой образования украинского государства в современном виде. К сожалению, создание новой Украины, вопреки надеждам на добрососедские и взаимовыгодные отношения, обернулось для российско-украинских связей целым рядом негативных последствий, породивших глубокий и затяжной кризис.
Переосмысление истории, проводимое украинскими властями, часто сопровождалось героизацией сомнительных фигур и переписыванием общих исторических событий. В новой Украине героями стали изменник гетман Мазепа и пособник нацистов Степан Бандера.
Украинские псевдоисторики перешли от мифологизации к прямым обвинениям, венцом которых стал т.н. «Голодомор». Россия эпохи СССР была обвинена в сознательной организации голода на Украине в 30-х годах прошлого века. Хотя известно, что проблемы с продовольствием испытывали все регионы Советского Союза. Нехватка хлеба отмечалась и в Южной Осетии.
Акцент на национальном самосознании, нередко принимавший формы радикального национализма, приводил к дискриминации русскоязычного населения и ущемлению его прав. Действия киевских властей явились причиной раскола православной общины страны и привели к преследованию сторонников РПЦ.
Стремление Украины к интеграции в западные структуры, включая НАТО и ЕС, создало реальную угрозу безопасности России. Явно обозначилось намерение западных стран использовать Украину в качестве плацдарма для борьбы против российского государства. Все это создало предпосылки для начала специальной военной операции.
Сегодня ключевым фактором урегулирования украинского кризиса является обеспечение нейтрального статуса Украины, отказ от ее вступления в НАТО. А также гарантия прав и свобод всех граждан Украины, независимо от их национальности, языка, вероисповедания и культуры. И, конечно же, признание за Россией ее исконных территорий.
Российская сторона выступает за всеобъемлющий диалог со всеми заинтересованными сторонами, при этом Москва подчеркивает, что любые переговоры должны учитывать реальную ситуацию на земле. Действительно, странно требовать от России уступок, когда ее армия, в рядах которой много и наших соотечественников, занимает в день десятки квадратных километров территории.
Сочетание военных действий и дипломатии является ключевым элементом российской стратегии в украинском кризисе. Россия стремится к достижению своих целей как на поле боя, так и за столом переговоров, используя оба инструмента для обеспечения своей безопасности.
Оппонентам Москвы необходимо четко понимать – применение угроз и ультиматумов является признаком слабости, а не силы. Подлинная сила заключается в способности к диалогу, умении слушать и слышать другую сторону, а также в готовности к поиску взаимоприемлемых решений. Это было еще раз продемонстрировано президентом РФ В.Путиным на встрече с президентом США Д.Трампом на Аляске.
В Анкоридже также было заявлено, что основой стабильности должны стать всеобъемлющие договоренности, обеспечивающие долгосрочный мир. Призывы Киева и Запада к прекращению огня как условию для начала переговоров являются цинизмом. Очевидно, что киевский режим попытается использовать приостановку боевых действий в качестве тактической уловки для перегруппировки сил и подготовки к новым боевым действиям недопустимы.
Антироссийские измышления ЕС на фоне активизации мирного процесса становятся все более отчетливыми и навязчивыми. Европейское общественное мнение постепенно подготавливается к мысли о неизбежности военного столкновения с Россией, что создает благоприятную почву для дальнейшей эскалации напряженности и увеличивает риск непредсказуемых последствий для всей европейской безопасности.
Исторические аналогии напрашиваются сами собой. В приказе по немецким войскам перед нападением на СССР было указано, что Советский Союз собирается напасть на Германию. Этот тезис, известный как «превентивный удар», стал ключевым элементом пропагандистской машины нацистской Германии для оправдания вторжения. Не резонирует ли этот постулат сегодня и в умах немецкого канцлера Мерца и К°? Особенно с учетом того, что и Адольф Гитлер свою государственную карьеру также начал с должности канцлера.
Обвинения в адрес России в нарушении международного гуманитарного права, регулярно звучащие из уст западных политиков и СМИ, являются голословными и не подкреплены убедительными доказательствами. Каждый эпизод, представленный как доказательство «российской агрессии», тщательно расследуется, и в большинстве случаев оказывается либо сфабрикованным, либо искаженным.
Как пример, истерия вокруг якобы «массового похищения» украинских детей Россией. За этими бездоказательными обвинениями скрывается стремление отвлечь внимание от собственных преступлений киевского режима и его западных спонсоров, а также создать благоприятную почву для ужесточения санкций и усиления военной поддержки Украины.
При этом факты свидетельствуют, что большое количество детей из представленного украинской стороной списка никогда не было на территории России. Более того, выяснилось, что 50 человек из него – это взрослые люди.
Каковы же перспективы урегулирования украинского кризиса. Положительные, если в Киеве и европейских столицах не станут чинить никаких препятствий, не будут предпринимать попыток за счет провокаций или закулисных интриг сорвать намечающийся прогресс.