Спасение подростка из изоляции: омбудсмен Южной Осетии о судебном решении и дальнейших мерах

ср, 16/07/2025 - 14:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Судебные органы Южной Осетии выдали разрешение на проникновение в жилье, в котором несовершеннолетний проживает в условиях, вызывающих серьезные опасения.

Как рассказала «Ресу» уполномоченный по правам ребенка при президенте республики Аэлита Джиоева, компетентные органы занимаются данным делом и предпринимают необходимые меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

Накануне в социальных сетях появилась информация о 15-летнем подростке, которого, по данным пользователей, мать на протяжении многих лет держит взаперти дома.

В публикации указывалось на его полную изоляцию от общества, отсутствие образования, общения со сверстниками и родственниками (включая отца), медицинской помощи, говорилось о вызывающем тревогу состоянии здоровья подростка.

Джиоева отметила, что работа по данному случаю началась несколько месяцев назад.

Изначально, информация о ребенке поступила к омбудсмену от директора образовательной организации, в которой ребенок числился учеником.

Руководство школы обращалось в соответствующие ведомства для определения дальнейших действий в отношении ученика, так как ребенок не посещал школу.

Впоследствии аппарат уполномоченного получил данные и из министерства внутренних дел, после чего были предприняты оперативные меры.

«Мы, естественно, отреагировали. Как только получили эту информацию от руководства школы, сразу связались с другим законным представителем ребенка, который находится в Российской Федерации и с российским коллегой. Кроме того, была созвана комиссия по делам несовершеннолетних, в состав которой входят представители министерства образования, минздрава, органов опеки, прокурор города и другие», – сообщила она.

Омбудсмен поделилась, что, по словам сотрудников МВД, они неоднократно пытались мирно переговорить с матерью ребенка, но она не впускала их в дом, ссылаясь на статус гражданки Российской Федерации.

«Дело в том, что проникновение в жилище против воли проживающих в нем, допускается только на основании судебного решения», – подчеркнула Джиоева, объясняя юридические сложности.

На заседании комиссии уполномоченный подняла вопросы отсутствия предварительного контроля со стороны других ведомств.

Учитывая обращение отца ребенка – его законного представителя (родители разведены, но отцовство признано), Джиоева предложила обратиться ему в суд, чтобы он подал иск на территории Южной Осетии или за ее пределами для принятия соответствующих мер.
«Работники органа опеки и попечительства неоднократно ходили к ним домой, но не смогли туда проникнуть. Поэтому это правильное решение – получить через суд документ, позволяющий им на законных основаниях проникнуть в жилище», - сказала омбудсмен, добавив, что самостоятельное проникновение может повлечь за собой уголовную ответственность.

Были предприняты и попытки связаться с родственниками матери для получения ее согласия.

Возникла также необходимость определения медицинского статуса матери и ребенка, но в Южной Осетии отсутствуют стационарные условия для проведения такой экспертизы.

В связи с этим, со стороны омбудсмена было предложено обратиться в стационар Северной Осетии, так как между республиками действует соглашение о сотрудничестве.

«Мы на связи с уполномоченным РСО-Алания по правам ребенка. Также было предложено с нашей стороны, чтобы органы опеки Южной Осетии обратились к своим коллегам в Северной Осетии, для проведения разъяснительной работы с матерью после пересечения ею границы относительно ее ответственности и несоответствия в выполнении родительских обязательств», - сказала Джиоева.

Отдельные вопросы у аппарата уполномоченного возникли к образовательной и медицинской системам.

«Если он числится здесь по медицинским показателям и как гражданин Республики Южная Осетия, почему не проводились профилактические осмотры ребенка?» – заметила омбудсмен.

Она подчеркнула, что аппарат уполномоченного работает в рамках своих полномочий, предпринимает все необходимые меры и обеспечивает межведомственное взаимодействие для защиты прав несовершеннолетних граждан.

Джиоева также отметила, что в соответствии с законодательством, распространение информации о несовершеннолетних в СМИ разрешается только с согласия законного представителя.

«Так как в данном случае у нас есть согласование со стороны законного представителя в лице его отца, я, естественно, имею право говорить об этом», – пояснила она.

Уполномоченный также напомнила о Федеральном законе, имплементированном в законодательство Южной Осетии, который ограничивает распространение информации о противоправных действиях в отношении ребенка через медиапространство.

Однако, учитывая, что информация по данному случаю уже обнародована анонимными источниками, уполномоченный посчитала необходимым проинформировать население.

«Я посчитала нужным внести ясность, чтобы люди знали, что работа ведется, и что это не единичный случай, где происходят неправомерные действия в отношении несовершеннолетних, и что они все на контроле у уполномоченного по правам ребенка, просто они не оглашаются, потому что есть корректность в отношении детей», - подчеркнула Джиоева.

Уполномоченный отметила, что возможно изменит формат информационного взаимодействия и будет более подробно и в корректной форме делиться с населением информацией о своей работе.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest